Обзор по результатам проверочной деятельности Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Башкортостан в 2010 году

В 2010 году проведение проверок осуществлялось в соответствии с Инструкцией о порядке организации и проведения проверок в УФССП России по Республике Башкортостан, утвержденной приказом                                    от 26.02.2010 №59.

В 2010 году аппаратом Управления проведено 66 ведомственных проверок территориальных отделов – на 33 проверки меньше, чем в 2009 году, из них 63 – плановых, 3 – внеплановых, в том числе 8 – комплексных,                      6 – контрольных, 17- инспекционных, 35 – целевых. В рамках инспекционных и целевых проверок охвачены все направления деятельности службы.

Сокращение количества проверок связано с исполнением указания ФССП России от 09.11.2009 № 12/08-18145-ВМ «О требованиях к исполнению сметы расходов Федерального бюджета в 2010 году», в котором указывалось на необходимость сокращения количества служебных командировок и их продолжительности на 30 %.

На оперативных совещаниях при руководителе Управления по итогам проведенных проверок заслушаны 9 начальников отделов – старших судебных приставов, 32 должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности, в структурные подразделения направлено 25 информационных писем. Справки по итогам проведенных комплексных проверок размещаются на внутреннем портале Управления, что дает возможность сотрудникам территориальных отделов ознакомиться с результатами проведенных проверок, выявленными нарушениями и своевременно принять меры к их устранению.

По результатам 45 проверок, что составляет 68,9 % от общего количества проведенных проверок, деятельность территориальных отделов  признана удовлетворительной.

Работа 20 территориальных отделов признана неудовлетворительной, как и в  2009 году. В том числе по итогам комплексных проверок неудовлетворительной признана работа Кушнаренковского районного отдела судебных приставов, Мелеузовского межрайонного отдела судебных приставов, Калининского районного отдела судебных приставов г. Уфы.

Кроме того, признана неудовлетворительной работа 4 территориальных отделов судебных приставов по результатам контрольных проверок – Бижбулякского районного отдела, Ленинского районного отдела г. Уфы, Салаватского городского отдела, Караидельского районного отдела.

Несмотря на принятые аппаратом Управления организационно-управленческие  меры (привлечение к дисциплинарной ответственности виновных лиц, заслушивание их при руководителе Управления, направление писем в данные территориальные отделы с указанием мер,которые необходимо принять для устранения выявленных недостатков), начальники указанных отделов отнеслись к своим обязанностям халатно, не уделив должного внимания исправлению ситуации, формально провели работу по выполнению плана устранения недостатков, выявленных в ходе комплексной проверки.

В настоящее время в 3 из 4 отделах, деятельность которых по результатам контрольных проверок признана в 2010 году неудовлетворительной (Ленинском районном отделе судебных приставов  г. Уфы, Салаватском  городском отделе судебных приставов, Караидельском районном отделе судебных приставов), назначены начальники отделов – старшие судебные приставы из числа опытных, хорошо себя зарекомендовавших сотрудников Управления, а в одном – Бижбулякском районном отделе судебных приставов – заместитель начальника отдела – заместитель старшего судебного пристава.

 В ходе проведенных в 2010 году проверок организации работы территориальных отделов по направлениям деятельности установлено следующее.

По линии организационно-управленческой деятельности, достоверности статистических данных грубые нарушения были выявлены в ходе комплексных проверок Кушнаренковского районного отдела и Калининского районного отдела г. Уфы.

В указанных отделах были выявлены значительные упущения в организации работы, выразившиеся в нерациональном распределении обязанностей между сотрудниками отдела, неверной расстановке акцентов в ходе управленческой деятельности, самоустранении руководства указанных отделов от работы по оказанию практической помощи подчиненным, оптимизации исполнительного производства, отсутствии должного контроля со стороны начальников – отделов старших судебных приставов за деятельностью вверенных отделов. Указанное привело к формированию нездорового психологического климата в отделах, увольнению из отделов наиболее опытных и квалифицированных сотрудников. 

В настоящее время в данных отделах проведены кадровые перестановки.

В ходе проверок достоверности статистических данных оценивалась организация работы отделов по составлению ведомственной статистической отчетности, достоверность первичных отчетов судебных приставов-исполнителей, их соответствие документам первичного учета, материалам исполнительных производств, сводному отчету по отделу, особое внимание уделено соответствию отчетов данным программного комплекса «Судебный пристав».

В Октябрьском районном отделе судебных приставов г. Уфы выявлены факты искажения судебными приставами-исполнителями данных первичных отчетов и, как следствие, предоставление недостоверного сводного отчета по отделу за январь – ноябрь 2010 года. По фактам искажения статистических данных проведена служебная проверка, по результатам которой начальнику отдела – старшему судебному приставу отдела и его заместителям, снижен размер выплачиваемого премиального вознаграждения на  25% по итогам работы за I квартал 2011 года. Деятельность отела по линии организационно-управленческой деятельности поставлена на контроль.

 По линии организации делопроизводства и архивного хранения установлено следующее. Документооборот в проверенных отделах в целом ведется в электронном виде в программном комплексе «Судебный пристав». Номенклатура дел согласована  и утверждена с архивами администраций районов/городов, созданы экспертные комиссии, документы формируются в номенклатурные дела по тематике, архивные документы включены в Описи,  выдача архивных документов осуществляется  строго по Журналу на срок,  указанный правовыми актами, приведены в соответствие Инструкции  реквизиты   организационно-распорядительных документов.

В то же время выявлены следующие типичные недостатки по данному направлению деятельности.

В нарушение требований раздела  9  Инструкции по делопроизводству №126 в ряде отделов включенные в Номенклатуру дела не соответствуют фактически сформированным, неправильно оформляются реквизиты титульных листов номенклатурных дел. В ряде отделов в нарушение   п.167 Инструкции начальником отдела – старшим судебным приставом еженедельно не проверяются Журналы входящей и исходящей корреспонденций и Книга учета исполнительных документов.

В ходе проверок также выявлены факты нарушения в ряде отделов приказа ФССП России от 18.06.2009 № 235, выразившиеся в отсутствии графика передачи в архив завершенных в делопроизводстве оконченных исполнительных производств, Журнала выдачи архивных документов, не систематизировано хранение документов в архиве.

К объективным причинам можно отнести значительную нагрузку по возбужденным исполнительным производствам в 2010 году и текучесть кадров в крупных отделах управления.

 По линии исполнительного производства нарушения, выявленные в ходе проведенных проверок, типичны из года в год и являются следствием как объективных,  так и субъективных причин. Так, продолжают иметь место факты непринятия судебными приставами-исполнителями мер к надлежащему уведомлению должников о возбуждении в отношении их исполнительного производства, что впоследствии является причиной освобождения должника  от уплаты исполнительского сбора, что недопустимо.

Кроме того, неэффективность работы по принудительному исполнению требований исполнительных документов выражается в неполной проверке имущественного положения организаций-должников и физических лиц – должников (нередко ответы на запросы из регистрирующих органов, документы, отражающие данные о финансово-хозяйственной деятельности должника, судебными приставами-исполнителями не истребуются, розыск имущества организации-должников не объявляется); несоблюдении сроков наложения ареста на имущество должников, обращении взыскания на имущество должников не на всю сумму, подлежащую взысканию, что приводит к затягиванию срока исполнения.

Значительное наличие указанных нарушений наблюдается в основном  в крупных территориальных отделах, имеющих значительную нагрузку по возбужденным исполнительным производствам и, как следствие, текучесть кадров наряду с  ненадлежащим контролем со стороны ряда начальников отделов – старших судебных приставов за работой судебных приставов-исполнителей возглавляемых отделов.

 

В результате обобщения материалов целевых проверок, проведенных отделом организации дознания и административной практики Управления, установлено, что в сравнении с 2009 годом количество нарушений при осуществлении приема, регистрации, учета и разрешения сообщений преступлениях значительно снизилось.

Серьезные нарушения порядка ведения и полноты заполнения всех реквизитов граф КУСП,  журнала учета материалов об отказе в возбуждении уголовного дела были выявлены в Кушнаренковском районном отделе судебных приставов, по результатам проверки дознаватель привлечен к дисциплинарной ответственности.

Наиболее распространенными нарушениями в ряде территориальных отделов судебных приставов до настоящего времени остается отсутствие в КУСП отметки, кем продлен срок проверки по заявлению о преступлении, входящего номера при поступлении сообщения о преступлении почтовой корреспонденцией и исходящего номера при передаче проверочных материалов по подследственности, что свидетельствует о том, что начальники отделов – старшие судебные приставы формально проводят, предусмотренные приказом Минюста России №139 полугодовые обобщения практики соблюдения процессуальных сроков рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях.

 

Материалы проверок показывают, что нарушения финансовой дисциплины в том или ином виде допускаются во всех проверенных отделах.

Анализ результатов проверок по данному направлению деятельности показал ухудшение состояния финансовой дисциплины в Иглинском, Калтасинском районных отделах судебных приставов, Кировском, Орджоникидзевском районных отделах г. Уфы.

Вместе с тем следует отметить, что большинство выявляемых нарушений финансовой дисциплины не являются грубыми, а недостатки в работе не носят систематический характер. В большинстве проверенных отделов произошли позитивные изменения хотя бы по одному из вопросов, включенных в план проведения проверки.

В частности в отделах улучшилось качество ведения Книг учета средств. Достигнуто сокращение остатка средств на депозитных счетах, в том числе остатков прошлых лет, уменьшилось количество нарушений и недостатков при ведении квитанционных книжек судебными приставами-исполнителями, существенно сократилось количество фактов несвоевременной сдачи денежных средств в банк и несвоевременного перечисления средств в бюджет, практически во всех отделах освоена работа с программным модулем «Депозит».

По результатам проведенных проверок в части организации установленного порядка деятельности судов установлено следующее.

В проверенных отделах организация боевой (специальной) подготовки судебных приставов по ОУПДС, выдача и прием специальных средств, ведение учетной документации, а также несение службы в зданиях судов и участков мировых судей приведены в соответствие в требованиями ведомственных приказов и указаний.

В результате проведенных в ходе комплексных и контрольных проверок, тренировок по действиям судебных приставов по ОУПДС при возникновении чрезвычайных ситуаций, повысился уровень практических навыков судебных приставов по ОУПДС и начальников отделов – старших судебных приставов по предотвращению чрезвычайных ситуаций в зданиях судов и местах совершения исполнительных действий. Также, в проверенных территориальных отделах улучшилось качество несения службы в зданиях судов, на постах в зданиях судов обновлена необходимая документация, приведено в соответствие с требованиями Инструкции ведение Постовых ведомостей, ведение учетно-отчетной документации, разработаны и используются в повседневной деятельности бланки протоколов личного досмотра граждан.

Вместе с тем выявлены грубые нарушения в Салаватском городском отделе судебных приставов и Салаватском районном отделе судебных приставов п.5.4приказа Минюста России от 03.09.1999 № 226 «Об утверждении Инструкции о порядке исполнения судебными приставами распоряжений председателя суда …» в редакции приказа Минюста России от 12.01.2004 № 3 (далее Инструкция). Так, судебные приставы по ОУПДС указанных отделов лиц, подлежащих приводу в суд, а также к судебному приставу-исполнителю под роспись с постановлениями не ознакамливали.

                   Учитывая изложенное, начальникам отделов – старшим судебным приставам территориальных отделов необходимо изучить настоящее обобщение на оперативном совещании отдела, принять меры к устранению отмеченных недостатков при их наличии.

  Отдел организационно-контрольной работы

Время создания/изменения документа: 25 марта 2013 15:25 / 15 августа 2019 16:46

Версия для печати